Асташовский терем — жемчужина древесного зодчества в костромских лесах

0 736

ЛЕСНОЙ ТЕРЕМ «АСТАШОВО»

Асташовский терем выстроил для собственной супруги Елизаветы костромской отходник Мартьян Сазонов. Отходниками до революции называли фермеров, которые занимались сезонной работой, то есть «отходили» от места жительства и отчаливали на заработки. Согласно одной из версий, разбогатев на строй подрядах, Сазонов решил мало посибаритствовать. Образ пригородного дома мечты «подсмотрел» в журнальчике «Мотивы российской архитектуры»: там выпустили проект резиденции, выполненный Иваном Павловичем Ропетом. Ропет специализировался на российском стиле и был известен в том числе за пределами страны — благодаря русским павильонам для глобальных выставок в Париже и Чикаго. Мартьяну так приглянулся его проект на журнальных страничках, что он возжелал его повторить, либо, как бы мы сейчас выразились, «им инспирировался».

Для строительства избрал участок в чухломской глуши. (Чухлома — город в Костромской области. — Прим. HB.) Тогда лес был полностью населенным, и не лишь всяким зверьем, как на данный момент, — в окружении жили семьи отходников, и их было много. Рядом с теремом сделали несколько прудов, разбили фруктовый сад, а ко входу подвели липовую аллейку. Но главные силы были брошены на декор. Посреди местных обитателей до этого времени прогуливаются легенды о шикарных интерьерах терема — лестнице, щедро увенчанной резьбой, изразцовых печах, витражах и иных совершенно не крестьянских излишествах. «Сазоновская линия» оказалась в драматическом асташовском сюжете недолгой. В 1914-м Мартьян погиб, а скоро пришла новенькая лет здание пустовало. Позднее здесь размещались сельсовет, библиотека, медпункт, почта, сберкасса и клуб.

АСТАШОВСКИЙ ТЕРЕМ ДО РЕСТАВРАЦИИ

В конце 70-х история запустения повторилась: деревенские обитатели разъехались по городкам — и бывшая резиденция Сазонова осталась одна среди глухого леса. На этом мы могли бы поставить жирную точку, если бы не бизнесмены-энтузиасты Андрей Павличенков и Ольга Головичер. «Мы узнали о тереме из краеведческой книги, — вспоминают они. — Когда узрели его вживую, он был в аварийном состоянии. сходу сделалось понятно, что минимальными усилиями не обойтись». Посоветовавшись с профессионалами, будущие хозяева приняли сложное решение: стопроцентно, до крайнего бревнышка, разобрать сруб, перевезти в Кириллов, что в Вологодской области, и дать реставратору памятников древнерусского зодчества Александру Попову и его команде. А потом собрать поновой и привезти назад. План казался незапятнанным безумием. Из области сумасшедшего была и стоимость реализации — обладатели признаются, что потраченных средств хватило бы на покупку совсем новейшего дома в Подмосковье. Когда асташовский терем в целости и умопомрачительной сохранности возвратили на легитимное пространство, вокруг сходу поднялась шумиха. «люди приходили просто поглядеть и не верили своим очам», — ведает дядя Слава, прошлый полярный геолог, который начинал в «Асташове» управляющим, а сейчас именует себя «основным по лесу». сейчас «просто поглядеть» приезжают со всей РФ. Туристов водят по комнатам с воссозданной обстановкой конца XIX — начала XX века, травят байки и демонстрируют вещи-экспонаты, которые можно трогать (а не учить через стекло с метрового расстояния). Общую зону именуют на старенькый манер — человеческой: вдоль стенок тянутся древесные лавки, трещит дровами печка и красуется трехсотлетний шкаф петровской эры. На втором этаже — гостиная с граммофоном и карточным столом, пожелтевшие газеты, фото Мартьяна с Елизаветой и аудиогиды для самых пытливых. На чердаке — мини-музей русской эры. При желании можно подняться на башню: оттуда видно, как далековато (в буквальном смысле — на 10-ки км) Павличенков и Головичер зашли в собственных фантазиях.

ВЕРАНДА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ

КРЫЛЬЦО

ЭРКЕР

«Асташово» работает не лишь как музей, но и как отель, оказавшись в котором попадаешь в дореволюционную Россию. Номера названы в честь местных речек: «Вига», «Ракостель», «Ида». При этом стилистически винтажные интерьеры современны по сущности — нет чувства, что ты в лавке у старьевщика. В ванных комнатах — безупречная сантехника и пол с обогревом, в спальнях — хорошие матрасы, вся косметика — Natura Siberica. На кухне готовят из фермерских товаров, в 2-ух шагах — баня и несколько домиков в скандинавском стиле. От всего перечисленного возможных гостей отделяет только нехорошая дорога — около 30 км по гравию, в глухом лесу. «Но оно и отлично, что таковая, — гласит «основной по лесу» дядя Слава. — Положишь асфальт — и приедет масса, будет много шума и излишних людей. А так у нас лишь для собственных. Для тех, кто соображает».

ИНТЕРЬЕР 1-го ИЗ НОМЕРОВ

ГОСТИНАЯ

МИНИ-МУЗЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ НА ЧЕРДАКЕ

текст: Мария Белоковыльская
Фото: Nathalie Gertz

Источник: bazaar.ru

Напишите комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.